Климатические особенности нашей страны рано или поздно вынуждают большую часть автовладельцев решать проблему прогрева автомобиля в период зимней эксплуатации. В одних регионах это жизненная необходимость, в других - не более чем опция комфорта. В среднем же все мы хотим садиться по утрам в теплый салон вместо того, чтобы замерзшими пальцами включать обогревы и увеличивать скорость вентилятора, проклиная снег и холод.
Существует два подхода к прогреву автомобиля:
У каждого из них есть свои плюсы и минусы, преимущества и недостатки. Именно в них и стоит разобраться перед тем, как переходить непосредственно к сравнению.
- предпусковой обогрев (так же известен как Webasto);
- дистанционный запуск двигателя.
У каждого из них есть свои плюсы и минусы, преимущества и недостатки. Именно в них и стоит разобраться перед тем, как переходить непосредственно к сравнению.
Webasto.
Ксерокс, памперс, термос, джип и вебасто - все это названия брендов, которые стали нарицательными для продукции самых разных производителей. Компания Webasto среди автомобилистов известна в первую очередь как производитель предпусковых подогревателей несмотря на то, что в портфеле у нее есть и другие разработки - например складные крыши и люки для автомобилей. Поговаривают даже, что разработка механизма статуэтки Spirit Of Ecstasy для Rolls-Royce не обошлась без Webasto. Но что есть - то есть, и «вебастой» мы обычно называем любой автономный отопитель, вне зависимости от его производителя (а их на рынке представлено довольно много).
Именно Webasto является поставщиком отопителей на конвейеры BMW, и история этого сотрудничества насчитывает уже более четверти века - первые упоминания о подогревателях можно найти в каталогах периода BMW E36.
Именно Webasto является поставщиком отопителей на конвейеры BMW, и история этого сотрудничества насчитывает уже более четверти века - первые упоминания о подогревателях можно найти в каталогах периода BMW E36.
Система довольно удачно интегрирована в конструкцию автомобиля, однако основной проблемой долгое время оставалось отсутствие удобного и универсального канала связи для отправки в машину команды на запуск обогрева. Производитель предлагал использовать дополнительные пульты, но вечная чехарда с частотами зачастую ставила крест на таком дооснащении в России, и такие комплекты к нам просто не поставлялись. Существовала Webasto и в виде заводской опции «S536A Автономная система отопления», но долгое время она так и оставалась диковинкой для российского рынка.
Все изменилось в середине 2014 года, когда автомобили BMW стали оснащаться блоками двусторонней телематической связи. Приложение BMW Connected (прародитель современного MyBMW) перестало быть уделом гиков, и научилось отправлять в машину примитивные команды. Ну а дальше вы знаете.
Поистине «народной» опцией автономный отопитель стал с выходом BMW G-series, а в 2020 году он и вовсе появился во многих привычных нам пакетных комплектациях. Приложение к тому времени выросло на голову, а встроенные SIM-карты научились работать в сетях LTE и даже 5G, что превратило Webasto из диковинки в общедоступный «мастхев», а из «вундервафли» в комфортную и понятную любому пользователю систему.
Принцип работы предпускового отопителя идентичен классической системе отопления в домах - нагретый котлом антифриз циркулирует в замкнутом контуре, отдавая тепло при помощи теплообменника (ближайший аналог - батарея отопления в квартире). Важно подчеркнуть, что теплоноситель в процессе работы автономного подогревателя циркулирует только в контуре, отвечающем за обогрев салона (т.н. "малый контур"), двигатель при этом не обогревается. Впрочем, небольшая порция тепла достается и ему, что немного облегчает запуск в морозы. Вот что по этому поводу пишет производитель:
«Автономная система отопления позволяет осуществлять в автомобиле независимую от двигателя выработку мощности, идущей на отопление. С автономной системой отопления двигатель лучше запускается в зимних условиях и быстрее достигает своей рабочей температуры.»
Не хочется перегружать текст техническими подробностями, подчеркнем для себя лишь что система затрагивает топливную систему, систему охлаждения, а также электрическую часть автомобиля.
О последнюю, кстати, обычно спотыкаются производители и установщики неоригинальных автономных отопителей - на сегодняшний день не существует корректного способа подружить такую систему с современным BMW без нюансов. В большинстве случаев установка такой «вебасты» обязывает к установке дополнительного модуля, задачей которого является удаление появляющегося перед каждой поездкой Check Engine.
О последнюю, кстати, обычно спотыкаются производители и установщики неоригинальных автономных отопителей - на сегодняшний день не существует корректного способа подружить такую систему с современным BMW без нюансов. В большинстве случаев установка такой «вебасты» обязывает к установке дополнительного модуля, задачей которого является удаление появляющегося перед каждой поездкой Check Engine.
Наиболее корректным во всех смыслах решением принято считать установку нового оригинального комплекта дооснащения. К счастью, для большинства современных BMW они существуют и свободно продаются. Установка не самая простая, но отсутствие компромиссов того стоит. Отличие от заводского исполнения в большинстве случаев будет заключаться лишь в отсутствии дополнительного аккумулятора. Дело в том, что на G-кузовах заводская опция подразумевает наличие двух АКБ с соответствующей обвязкой, тогда как Aftermarket решение допускает установкой второго аккумулятора пренебречь. Минус такого решения в его стоимости - в большинстве случаев оно самое дорогое.
В современной BMW автономный отопитель можно запустить одним из следующих способов:
• Прямое включение через мультимедиа;
• Функция таймера;
• Ключ BMW с дисплеем;
• Мобильное приложение MyBMW.
Справедливости ради стоит отметить, что все еще встречаются авто, где для включения автономного отопителя используется отдельный пульт, но время неумолимо, и этот канал связи стремится в небытие.
В быту система не капризная, но ряд ограничений все-таки имеет. Вот список внешних условий, без соблюдения которых прогрев не удастся запустить дистанционно:
• Температура наружного воздуха ниже 15 °C;
• Автомобиль не находится в режиме движения;
• Достаточный запас топлива;
• Напряжение в бортовой сети в порядке.
На последнем пункте есть смысл немного заострить внимание. При работе предпусковой подогрев расходует заряд АКБ, который будет восстанавливаться во время поездки. Универсальная формула успеха (ладно, это на самом деле дедушкин способ) гласит, что время поездки должно равняться времени работы Webasto. 20 минут работал котел — значит 20 минут нужно покататься. И если система с двумя аккумуляторами еще терпит небольшие вольности, то в машинах, где за все отдувается один АКБ лучше этому несложному правилу все же следовать. Впрочем, страшного ничего не случится - при низком заряде АКБ, как мы помним, следующий цикл обогрева просто не запустится.
Таким образом, Webasto:
• В процессе работы греет только салон;
• Не подходит в случае если авто часто используется для коротких поездок - аккумулятор просто не будет успевать зарядиться.
• Имеет высокую стоимость (в случае с оригинальным комплектом дооснащения) или огрехи совместимости с ПО современных BMW (в случае с неоригинальными решениями);
• Не умеет охлаждать салон в теплое время года.
Именно последние два обстоятельства обычно и подталкивают нас к альтернативе в виде дистанционного запуска.
Дистанционный запуск. Традиционное решение.
Дистанционный запуск для автомобилей появился в конце девяностых годов прошлого столетия как побочный продукт стремительного развития рынка автосигнализаций. В конкурентной борьбе производители охранных систем начали предлагать автозапуск как дополнительную опцию, которая очень хорошо легла на отечественные реалии и потребности.
Технологии за это время ушли далеко вперед, но принцип работы традиционного дистанционного запуска до недавнего времени оставался неизменным: в его основе лежали все те же автосигнализации. Именно «сигналка», будучи довольно плотно интегрированной в бортовую электронику автомобиля, инициирует запуск двигателя по внешней команде или по таймеру. Обход штатного иммобилайзера традиционно реализуется с помощью «закладки» (или на профессиональном жаргоне «похорон») в машине одного из ключей (а при наличии возможности изготовления - его дубликата). Открытую таким нехитрым способом уязвимость компенсируют охранные функции той же сигнализации (а иногда и дополнительные сторонние иммобилайзеры или другие средства защиты от угона).
Современные системы обладают широким функционалом и довольно популярны, однако имеют и ряд вполне очевидных недостатков:
- Необходимость установки сложного стороннего оборудования с избыточным функционалом;
- Необходимость поддержания положительного баланса SIM-карты в сигнализации;
- Ненулевая вероятность проблем совместимости нештатной сигнализации и электроники автомобиля;
- Необходимость активации дополнительных противоугонных функций;
- Неизбежное зло в виде постоянного присутствия в машине ключа или его копии.
К плюсам же можно отнести низкую стоимость (в базовом исполнении), а также полноценную обратную связь: актуальный статус автомобиля в приложении на телефоне обновляется в режиме онлайн. Штатному приложению такой функционал доступен в сильно урезанном виде.
Несколько слов нужно сказать и о ключе в салоне. Кроме безопасности у вопроса этого есть еще одна на первый взгляд неочевидная сторона: многие страховые компании очень трепетно относятся к количеству ключей, находящихся на руках у владельца. В договоре страхования может быть явно указано что в случае угона автомобиля страхователь обязан предоставить страховщику их полный комплект. В противном случае компания имеет право отказать в выплате.
Впрочем, для автомобилей Е и F серий это не актуально - ключи (а точнее транспондер штатного иммобирайзера) для этих автомобилей уже давно и успешно клонируются, в том числе в тело самой сигнализации. Именно это и дает почву для манипуляций - формально ключа в машине нет, хотя по факту это не совсем так. Такие «бесключевые» запуски довольно бюджетны, но есть, как говорится, нюансы. Ключи от авто G-серии на момент написания этой статьи не могут быть скопированы, и это влечет за собой необходимость с одним из них все же расстаться при установке. А в реалиях серого импорта некоторые авто приезжают в РФ и вовсе с одним ключом в комплекте, и не всегда удается заказать дополнительный.
Впрочем, для автомобилей Е и F серий это не актуально - ключи (а точнее транспондер штатного иммобирайзера) для этих автомобилей уже давно и успешно клонируются, в том числе в тело самой сигнализации. Именно это и дает почву для манипуляций - формально ключа в машине нет, хотя по факту это не совсем так. Такие «бесключевые» запуски довольно бюджетны, но есть, как говорится, нюансы. Ключи от авто G-серии на момент написания этой статьи не могут быть скопированы, и это влечет за собой необходимость с одним из них все же расстаться при установке. А в реалиях серого импорта некоторые авто приезжают в РФ и вовсе с одним ключом в комплекте, и не всегда удается заказать дополнительный.
Дистанционный запуск от BMW.
А что же автопроизводители? Кажущийся «с мест» очевидным вопрос штатных дистанционных запусков на деле долгое время был для них нерешаемой задачей. Нюансы, которыми могут пренебречь производители и установщики сигнализаций, для автоконцернов грозят большими сложностями. В первую очередь речь идет, разумеется, о вопросах безопасности и требованиях законодательств разных стран (во многих странах закон явным образом запрещает прогрев двигателя перед поездкой). Однако, нужно отметить, что работы в этом направлении велись. Так, например, BMW некоторое время выпускали для рынка США специальный комплект дооснащения системой дистанционного запуска для небольшого списка моделей:
• F15;
• F16;
• F10 (только рестайлинг);
• Mini F55;
• Mini F56.
• F15;
• F16;
• F10 (только рестайлинг);
• Mini F55;
• Mini F56.
Несмотря на то, что комплект выпускался вплоть до 2022 года, вопрос обхода штатного иммобилайзера решался классическим способом - при помощи похорон (на этот раз в прямом смысле слова, поэтому без кавычек) одного из ключей. Инструкция по установке комплекта предлагает поместить ключ в специальный блок, после чего «заполнить шахту блока заделочной массой».
Этот пример отлично иллюстрирует все отчаяние, с которым концерн пытался во что бы то ни стало реализовать столь востребованный функционал. Впрочем, терпение и труд все перетерли, и с появлением второго поколения автомобилей G-серии полноценный (и нужно отметить, очень удачный) оригинальный дистанционный запуск занял свое место среди оригинальных опций и получил код 1CR (или S1CRA). Случилось это в 2018 году с появлением обновленной платформы G-серии (так называемый SP18), однако массовой опция стала спустя два года, одновременно с началом ее онлайн-продаж через Connected Drive Store.
Итак, дистанционный запуск 1CR в качестве заводской опции изначально предлагался для бензиновых версий следующих автомобилей:
Чуть позже, после выхода рестайлинговых версий, к ним присоединились:
И наконец в середине 2021 года подоспели бестселлеры:
Китайский рынок в расчет не берем чтобы не перегружать повествование неактуальными для наших широт номерами кузовов.
Дистанционный запуск для этих машин предлагался опционально (не входил в базовую комплектацию), а доступность к заказу зависела от региона и комплектации.
- 1 серия F40
- 2 серия F44 G42
- 3 серия G20 G21 G80 G81
- 4 серия G22 G23 G26 G82 G83
- 8 серия G14 G15 G16 F91 F92 F93
- X5 G05 F95
- X6 G06 F96
- X7 G07
- Z4 G29
Чуть позже, после выхода рестайлинговых версий, к ним присоединились:
- 5 серия G30 G31
- 6 серия GT G32
- 7 серия G11 G12
И наконец в середине 2021 года подоспели бестселлеры:
- X3 G01 F97
- X4 G02 F98
Китайский рынок в расчет не берем чтобы не перегружать повествование неактуальными для наших широт номерами кузовов.
Дистанционный запуск для этих машин предлагался опционально (не входил в базовую комплектацию), а доступность к заказу зависела от региона и комплектации.
В середине 2020 года, как упоминалось выше, появилась возможность официального Aftermarket дооснащения функцией дистанционного запуска посредством онлайн-покупки. Технически покупка представляла из себя сгенерированный FSC-код (код активации опции), прилетающий в машину по воздуху вместе с небольшим набором кодировок.
Такое дооснащение было доступно для автомобилей, отвечающих следующим критериям:
• Бензиновая версия;
• Выпуск для страны, где законодательство явно не запрещает прогрев двигателя на холостом ходу;
• Дата выпуска - не раньше июля 2020 года;
• Платформа SP18 или рестайлинг SP15 (по сути весь актуальный на тут момент модельный ряд кроме X3 и X4 - они присоединились спустя год);
• Body Domain Controller 3 поколения (BDC3).
Россия попала в список стран-счастливчиков, где дистанционный запуск был разрешен к покупке, тогда как Германия и другие страны ЕС - нет. Как следствие - до закрытия российского онлайн-магазина машины, ввезенные к нам из ЕС, приходилось регистрировать на российские BMW ID (иногда это превращалось в целый квест) - так удавалось приобрести для них заветную опцию. После закрытия магазина окно возможностей закрылось, а все машины (в том числе и российские) пришлось регистрировать уже на свежесозданные европейские аккаунты. К слову, перенос автомобиля между учетными записями не влияет на работу дистанционного запуска: будучи приобретенной однократно, опция сохраняется за автомобилем навсегда.
Российский сегмент Connected Drive Store закрылся в 2022 году, а вместе с ним ушла и возможность приобрести дистанционный запуск для поддерживаемых автомобилей с европейского рынка.
Корейские авто по-прежнему могут быть дооснащены, но на деле зачастую уже имеют опцию в заводской комплектации.
Автомобили, выпущенные для рынка США, в наших широтах традиционно оказываются оффлайн. Приобрести какую-либо онлайн-услугу для них не представляется возможным. Впрочем, многие из привезенных оттуда экземпляров, имеют дистанционный запуск в виде заводской опции, однако невозможность использования приложения MyBMW существенно снижает юзабилити.
Корейские авто по-прежнему могут быть дооснащены, но на деле зачастую уже имеют опцию в заводской комплектации.
Автомобили, выпущенные для рынка США, в наших широтах традиционно оказываются оффлайн. Приобрести какую-либо онлайн-услугу для них не представляется возможным. Впрочем, многие из привезенных оттуда экземпляров, имеют дистанционный запуск в виде заводской опции, однако невозможность использования приложения MyBMW существенно снижает юзабилити.
Не придется кривить душой чтобы подытожить, что оригинальное решение от BMW является идеальным и не имеет явных недостатков. Разве что при желании в недостатки можно записать ограничение на два запуска подряд длиной не больше 15 минут каждый. Впрочем, за это время салон вполне успевает согреться зимой или охладиться летом. Безопасность, разумеется, тоже не страдает - авто заводится в особенном режиме, не позволяющем начать движение.
Продолжение следует.
Выше мы разобрали все тонкости и нюансы оригинальных систем и способов их реализации. В следующий раз мы обсудим альтернативные решения для автомобилей, не получивших дистанционный запуск от проиводителя.